img 7678
Блог

Климат — дело криминальное

Сегодня ничего про войну. Просто события, впечатлившие меня за прошедшую неделю. Немецкая демократия получила новый тест на прочность. Прошла или нет, пока не известно — результат экзамена будет известен позже.

По всей федерации прошли облавы и обыски у активистов движения Letzte Generation. Это гражданская молодежная инициатива, избравшая форму протеста гражданское неповиновение в надежде привлечь скандальным образом внимание к тематике глобального потепления и вынудить политиков принимать меры не только формально на бумаге, а и действительно реализовывать принятое.

Активисты сознательно нарушают закон и выполняют свои акции в двух основных направлениях — обливают предметы искусства в музеях всякими жидкостями и приклеивают себя к музейным картинам или к асфальту на проезжей части. Идея в том, чтобы шокировать, провоцировать публику и тем самым привлечь внимание к проблеме. Пока получается не очень, потому что люди не ассоциируют себя с адресатами проблемы. В Германии проблема климата по-прежнему считается фирменной проблемой партии Зелёных и не касается избирателей других партий.

В результате облавы арестовали нескольких активистов, обнаружили собранные в интернете 1,4 млн. евро, предназначенные для проведения последующих акций и заблокировали интернет-сайт движения.

Отзывы на все происходящее разнообразны — от восторженных «наконец-то!» до возмущенных «превышение полномочий». Активистам движения вменяют подозрение в криминальной организации. ООН говорит о том, что климат-активистов нужно защищать, а не арестовывать. А крупная политическая партия CDU требует от спецслужб «поставить активистов на учёт«, хотя и спецслужбы, и прокуратура сопротивляются и говорят о том, что никакой экстремистской деятельностью движение не занимается и оснований для более пристального внимания пока нет.

Почему-то молчат привычные любители поругать диктатуру в Германии. Видимо, климат — это не их повестка. А то было бы где развернуться. Формально Letzte Generation сознательно нарушает закон — приклеиваясь специальным клеем к разным предметам, они наносят этим предметам некоторый ущерб, за который можно требовать возмещения. Из-за акций движения возникают пробки, в результате которых не могут проехать машины различных служб, и кто-то не сможет получить медицинскую помощь, а пожарные не смогут доехать до места вызова.

В целом, подобное происходит и в результате обычной городской транспортной пробки и не всегда можно сказать, что пробка эта происходит не в результате чьего-то сознательного нарушения правил дорожного движения. Но пока ещё никому не пришло в голову устраивать полицейские облавы на нарушителей дорожного движения или, скажем, строительные бригады, которые чаще всего устраивают пробки на дорогах.

Разница в том, что пробка из-за стройки хоть и вызывает раздражение, но в целом каждый водитель понимает, что ремонтные работы производятся и в его интересах тоже. В случаях с Letzte Generation большинство людей не видит никакой связи между собой и движением активистов, считает их очередной молодёжной дурью и не одобряет.

Если добавить к этому огромные кампании во всех соцсетях, направленные на то, чтобы уменьшить значение климатической проблемы и выставить Зелёных и климат-активистов полными дурачками с завиральными идеями, не разбирающимися ни в физике, ни в климате, ничего удивительного в таком отношении к движению Letzte Generation нет.

Люди хотят продолжать ездить на больших дорогих машинах, жить в отдельных домах и летать по нескольку раз в год самолётом. Существующие инновационные решения по-прежнему принято считать технически нереализуемыми, потому что так думать проще, привычнее и выгоднее в краткосрочной перспективе. То, что такой образ жизни поддерживать больше невозможно, считается блажью, несмотря на авторитетные заявления учёных-климатологов и первые положительные результаты с трудом достигнутых изменений в энергетической политике.

Формально климат- активисты сознательно идут на преступление. Но уголовные преступления бывают разные — иногда это безбилетный проезд в общественном транспорте, а иногда серийные убийства. Сам факт уголовного преступления ещё ничего не сообщает. Тут важно понимать соразмерность.

Нужно ли каждое формальное преступление доводить до уровня облав и арестов или следует всё-таки начать диалог в поисках компромисса, который так любят немцы? Так ли опасны активисты из движения Letzte Generation или их поймать банально проще, чем более серьезных преступников, заслуживающих более пристального внимания полиции и немецких спецслужб? Стоит ли дожидаться климатического Армагеддона в комфортных условиях или постараться смягчить удар и замедлить падение в пропасть? Стоит ли не жадничать на экологичное переустройство жизни или дождаться полного краха и вынужденно заплатить потом намного больше? Выдержит ли немецкая демократия банду особо опасных климат-активистов или нам пора наконец-то всем отнестись к проблеме серьезнее?

Скоро узнаем.

Не хочешь пропустить интересное? Подпишись!

Standard

Добавить комментарий