КВН для меня не пустой звук. Вначале была капитаном школьной команды, потом даже умудрилась поиграть в западноевропейской лиге КВН в Германии. Конечно, с детства постоянный зритель. Ну а после 2014-го года «КВН уже не тот», поэтому я постоянный зритель Лиги смеха. С удовольствием смотрю и даже случайно побывала недавно на выступлении команды V.I.P. Тернопіль.
Смотрю одну из последних игр — а лигасмешники не только круто волонтерят, но и ещё более круто пишут шутки и выступают во время войны. И вот — шуточка «дуже короткий анекдот про євреїв».
— Це Фіма. Він теж волонтер
— Фіма — волонтер?!
— Так, Фіма волонтер
— хахаха
Вам смешно? Или что-то начинаете подозревать? Эту миниатюру разыгрывают три еврея. Им она кажется смешной — они родились и всю жизнь прожили в Украине. Там такие шутки — это нормально и не обидно. Тем более, вот же сами евреи и шутят. Им-то, евреям, виднее.
Все ещё не понятно, что не так? Естественно. В Украине не может быть антисемитизма, потому что там президент — еврей. Это пишут даже немецкие газеты. Только президент Украины — украинец. Так понятнее?
Антисемитизм — частный случай расизма, но механизм всегда одинаковый. Когда людей начинают делить на какую-то нацию и всех остальных — это расизм. Все евреи — умные и богатые — а что тут такого? Я же хорошее про евреев говорю, я же не говорю, что всех евреев надо убить. Украинцы хотят опять в совок — потому что я знаю одного, который так сказал. Все русские — свиньи и рабы. Дальше продолжать не буду, все сами слышали и говорили подобное не раз.
Однажды я подслушала обрывок фразы, проходя мимо каких-то двух немецких девушек: у него много денег, он же еврей, а у них всегда много денег. Обычные девушки, современные. Шли, говорили о чем-то своем, девичьем, обсуждали какого-то неизвестного мне его. Я шла и думала — что мне сейчас надо сделать? Пройти мимо? Остановиться и сказать им, что они говорят антисемитские вещи? Потом решила, что мне просто лень, и не стала воспитывать незнакомых людей на улице. Иногда думаю, может, не надо было лениться, а надо было всё-таки сказать?
Сказать, потому что большое количество людей не понимают, почему не стоит говорить «у тебя хороший немецкий» незнакомому иностранцу. И не стоит спрашивать людей с неевропейской внешностью, откуда они — они скорее всего тут родились.
Это не вежливые вопросы и не проявление интереса. Это расизм. Лёгкий, ненавязчивый, толерантный.
И мои соотечественники, которые говорят по-немецки, ничуть не лучше в этом отношении моих бывших соотечественников, которые говорят в основном по-русски, а некоторые перешли 24-го февраля 2022-го года на украинский, что, впрочем, не уберегло их от расизма.
Однажды один мой хороший друг рассказал мне по его мнению дико смешной анекдот о том, как евреи во время второй мировой покупали трупы у фашистов и потом сдавали командованию как собственноручно убитых. Я спросила его, а разве из твоих дедушек и бабушек никто не воевал? Он возмущённо ответил — как это не воевал?! Да моя бабушка всю войну прошла! И что же, спрашиваю я, так же воевала, как в этом анекдоте?
Почему украинским евреям смешны такие шутки и анекдоты? Потому что они родились и выросли в стране, где это норма. Это не проблема Украины, это проблема всего постсоветского пространства и в немного меньшей степени западных стран.
Моя приятельница немка рассказала мне не менее дико смешную шутку о том, что немецкие евреи приезжают на рождество к родственникам на поездах, потому что немецкие евреи традиционно любят поезда. Смешно, правда? Дико.
Украинские дети не знают про Бабий Яр. А такой яр вообще-то был в каждом крупном городе. Вчера я узнала, что лагеря смерти существовали и под Минском, и под Ленинградом и во многих других областях советского союза. И как везде, грязную работу выполняли люди из местных. Но об этом не принято говорить.
Не принято говорить, что из 6 миллионов евреев, убитых во время Холокоста, две трети были уничтожены на территории УССР не без помощи местного населения. Это не для того, чтобы обелить немцев — тут никакие белила не помогут. Это для исторической правды.
Но об этом не знают украинцы. Не помнят. Не интересуются. Это неприятная правда — зачем ее ворошить? А вдруг окажется, что героический дед или бабка героически расстреливали евреев в местном яру и добивали еврейских детей прикладами? Нет, зачем же, это никому не надо. Пусть сволочами останутся немцы. И теперь вот русские ещё.
Не забудем — не простим, часто говорят украинцы сейчас про зверства русских. Прощать такие вещи не в компетенции отдельно взятого человека — по крайней мере в иудейской традиции. А помнить — я помню, да. И шипящее слово из детства на ж вслед — тоже помню, отчего же, амнезии нет у меня. И когда лучшая подруга, подруга с детства ругает этим же словом других — может, и заслуженно ругает, не знаю — не стесняясь моего присутствия. Тоже помню.
Правда в том, что большинство населения Украины ничего об этом не знает и не хочет знать. И потому президент у них — мальчик из простой еврейской семьи. Не украинец.
Об этом много сказано и все равно — везде одно и то же. В интернете записные борцы с расизмом пишут о том, какие украинцы — все поголовно и, видимо, без разбору.
Ещё одна правда в том, что те, кто так говорит о других, не рассчитывает стать героем таких высказываний сам. А героем «анекдота про евреев» может стать абсолютно любой — смотря кто рассказывает.
Трагедия Холокоста — это не про немцев и евреев. Это про всех и на все времена. Это о том, как одни решают за других, какими им быть и можно ли им, таким, жить. Все остальное — вытекающие обстоятельства, которые описывать я здесь не буду, достаточно литературы без меня.
Самое болезненное, что немцы уже знают разницу между еврейским анекдотом и анекдотом про евреев. Русскоязычные пока нет. Русскоязычные евреи смеются над жадностью евреев.
А мне больше по сердцу слова Ройзмана: евреи — это не нация купцов и барыг, это нация воинов и мудрецов. Я бы добавила — не только. Как и у всех других — банальные вещи — но не все евреи любят деньги и трясутся над ними. Люди разные. Люди не определяются национальностью, цветом кожи или принадлежностью к религии.
Не знаю, сколько раз нужно это повторять. Видимо до тех пор, пока не исчезнут шутки про Фиму-волонтёра, Томека-вора, Ваню-пьяницу, Хорста-зануду и ещё кого-нибудь … придумайте сами. Не можете? Значит, я написала этот текст не зря.
Здравствуйте, Алина! Спасибо за прекрасный текст. Вы знаете, я довольно внимательно следила за президентской кампанией 2019 года и ни разу не слышала, чтобы о Владимире Зеленском говорили, что он «мальчик из еврейской семьи». И за пределами бытового антисемитизма, в котором нет ничего хорошего, я антисемитизма или расизма в Украине, в которой живу с рождения, не видела. А история у нас «будь здоров», как у всех. Поверьте, и про Бабий Яр знают, и про то, что евреев уничтожали местные, и про коллаборационизм. Про все знают. И про Богдана Хмельницкого и его преступления против евреев. Мне в этой дискуссии видится, уж простите, стремление сделать людей идеальными. Вот не говорите так, не говорите еще как-то, не рассказывайте анекдотов про Фиму. Я, во-первых, да, в этом случае всегда стараюсь обратиться к самому Фиме, чтобы узнать, как ему с этим, а во-вторых, все-таки думаю, что пока говорят слова, есть шанс, что не заговорят пушки. Люди должны иметь возможность свободно высказываться. Дела важнее слов. Люди должны быть неидеальными. Тогда они постепенно смогут становиться лучше. Но точно не по моей мерке или чьей-то еще. А просто — лучше. Когда вокруг них жизнь и созидание, конкретные, от клумбы во дворе до детской книги, а не соловьиный помет.
НравитсяНравится
Здравствуйте и спасибо за отзыв)) ну вот вы и обратились к тому «фиме». Да, возможно вам правильно видится мое «стремление сделать людей идеальными», а возможно вы столкнулись с другим опытом. Опытом человека, который родился и вырос в Украине, решил уехать по каким-то своим причинам и про «мальчика из еврейской семьи» не читал где-то в интернете, а слышал от своих знакомых, оставшихся и продолжающих жить всю свою жизнь в Харькове. Возможно, бытовой антисемитизм видится иначе в зависимости от того, объект ты или субъект. Возможно, мой опыт подсказывает мне, скольким людям из числа моих украинских знакомых я сама рассказала про Бабий Яр и многое другое. У нас с вами просто разный жизненный опыт. Я очень рада, что вам пришлось столкнуться с моим — потому что с вашим я сталкиваюсь всю свою жизнь.
НравитсяНравится
Совершенно точно речь идет о разнице в опыте. И это, как мне кажется, нормально и правильно. Мне приходилось быть субъектом бытового антисемитизма, и мне очень жаль, что я так поступала. Во всяком случае, на уровне анекдотов. И да, разумеется, украинское общество, как и любое другое, очень многослойно — кто-то знает про Бабий Яр, кто-то — нет, хотя разговор об этом, именно об этой части нашей истории (потому что здесь все наши, здесь чужих нет), идет довольно давно, на моей памяти, лет десять. Как мне кажется, важно то, что этот процесс есть и он идет. Неидеальный 🙂
Что можно противопоставить тому, что не так? То, что вы делаете, — за что вам большое спасибо, — просвещение, рассказ о том, что было, попытку показать, что в этом мире есть другие. И помнить, что для кого-то другие — это мы 🙂
НравитсяНравится
Тем более важно это столкновение двух различных опытов. Спасибо вам, что поделились со мной своим — это ценно
НравитсяНравится
И вам спасибо.
НравитсяНравится