24-го апреля «ряд немецких политиков, интеллектуалов и лидеров мнений» написал открытое письмо к канцлеру Шольцу с требованием прекратить поставки оружия Германией в Украину.
Для лидеров мнений, по моему нескромному мнению, им не хватает охвата, но интеллектуалами их, к сожалению, признать придется — на 18 подписантов 11 носят звание доктора наук и пять из них являются профессорами, пусть и на пенсии.
Не успела публика отшуметь по этому поводу, как появилось уже не просто письмо, а целая петиция к канцлеру. На момент написания этого блога ее уже подписали 89.895 тысяч человек и пока я пишу этот текст, я вижу, как примерно каждые 40 секунд появляется новая подпись и цифры меняются.

Что мне думать обо всем этом?
Когда-то давно, на философском семинаре по аристотелевской этике меня очень заинтересовал текст американского современного философа Майкла Стокера о шизофрении морально-этических теорий нашего времени. Стокер пишет о том, что мы не можем действовать согласно нашим теориям о морали, потому что сами не верим в те ценности, которые они пропагируют. В результате получается конфликт между мотивами и причинами, который Стокер называет моральной шизофренией.
Я думаю, этот подход лучше всего описывает факт написания этих писем и объясняет мотивы, которыми руководствуются люди, эти письма подписавшие.
Согласно Стокеру, мотивы не важны, нужно действовать согласно предписаниям. От себя добавлю, что частое повторение слов делает их бессмысленными и бесконечно отдаляет от изначального значения и смысла.
Люди, подписавшие эти письма, утверждают, что они осуждают агрессию России в Украине и хотят сохранить человеческие жизни. Что поставки оружия только увеличат количество смертей.
Последующая петиция идёт ещё дальше — подписанты не отказывают Украине в праве защищаться. Но только делать это она должна без оружия.
Защищаться без оружия — эффект противоречия, неизменный спутник такого философского феномена как bullshit. Защищать убивая. Освобождать насилуя. И вот теперь — защищать не вооружая.
Можно много говорить о российской государственной пропаганде и способах ее проникновения в мозг. Но действовать она будет всегда одинаково — лучше всего на тех, кто не привык думать и не умеет управлять эмоциями. И в конце концов утрачивает способность замечать логические противоречия.
Мне очень сложно вынести цинизм и намеренное невежество, манифестировавшееся в этих письмах с высокомерием, доступным одним лишь интеллектуалам.
Невозможно повторять произвольные слова — свобода, права, справедливость, пацифизм — не вникая, не желая вникать в суть этих понятий и искренне полагая, что они работают автоматически, как заклинания в Гарри Потере.
Я могу поверить, что западные люди, никогда не видевшие войну и проведшие всю свою жизнь в достатке, какого ещё никогда не было за всю историю человечества, могли искренне верить в идеи пацифизма … до 24-го февраля 2022-го года.
После Бучи …
Какой пацифизм может быть после Бучи? Буча разве сопротивлялась? Разве там было оружие? Или там где-то прятался зловредный вездесущий батальон Азов, который прячется везде, сам же себя бомбит и сам же прикрывается мирными жителями? Ничего такого не было в Буче.
Фотографии из Бучи облетели весь мир. Весь мир ужаснулся. И после этого в Германии нашлось почти 100.000 человек, которые прикрываясь лозунгами пацифизма, хотят превратить в Бучу всю Украину. Это ли не моральная шизофрения?
И нельзя даже никак крепко выразиться по поводу действий этих людей. Потому что это будет оскорбительно для них и будет нести юридические последствия для меня. То есть поступать так — для них не оскорбительно. Оскорбительно станет, когда кто-то назовет это так, как это называется. Делать можно — говорить нельзя. И в этом тоже моральная шизофрения.
Украинская авториня Евгения Белорусец ответила в газете Шпигель на первое письмо интеллектуалов. На ее книжной полке в Киеве стоит книга одного из них — Александра Клуге — с автографом. Тем больнее было найти его имя среди подписантов.
В Венеции, на презентации своей книги, Евгения Белорусец не могла отделаться от мысли, что станет с этим прекрасным городом, когда в него войдёт русский мир. Хотелось бы никогда этого не узнать.
Я не знаю, как можно искренне требовать переговоров и не понимать, что переговоры вести не с кем? Как можно искренне бояться третьей мировой и не видеть, что она уже идёт полным ходом и в любой момент может расширить географию?
Моральная шизофрения прогрессирует, где найти на всех психиатров?