Блог

Как бороться, с чем бороться, с кем бороться, зачем бороться?

Много сейчас злости и ненависти по отношению к русским. Не на улицах Германии, в медийном пространстве. Об этом постоянно говорят. В газетах, в соцсетях, в комментариях.

После Бучи у людей в Украине понятное остервенение и желание отомстить, добиться какого-то возмездия.

Виталий Ким, мэр г. Николаева, Украина

И когда это говорит человек прямо оттуда, из войны, я могу это понять. А кто-то сходит с ума от ненависти в Фейсбуке, сидя в теплом доме под мирным небом, где-то далеко от Украины.

Автопробег мы уже подробно обсудили. Несмотря на защиту данных, люди все равно узнали контактные данные организатора и теперь его телефон разрывается от угроз. Вместо правосудия — самосуд, доксинг и cancel culture. Не знаю, что хорошего может быть в том, чтобы назначать себя главным обвинителем и вершителем правосудия. У кого-то другого фантазия всегда будет больней и не факт, что направит он ее не на вас. Какой смысл бороться против зверства других людей своими зверскими методами? Бои без правил в зоопарке.

Меня расстраивает это все.

Расстраивает аморфность и инертность многих российских граждан — кто-то должен прилететь с Марса и починить им их жизнь.

Расстраивает ненависть, разжигаемая в соцсетях — как-будто эта ненависть может прекратить войну и остановить все ужасы, которые мы уже увидели и ещё увидим.

И всё-таки — нельзя переставать верить в людей.

Вчера мне понравился один пост Татьяны Лазаревой. Наконец-то кто-то сказал о том, о чем я все время думаю. Ну ладно западный мир в ужасе отшатнулся от того, что натворили руzzкие солдаты в Буче. Но каким образом может быть удивлен любой, кто родился в СССР? Вы где жили и находились все это время? В какой стране розовых пони?

Кто-то постит в Фейсбуке отрывки из Хаджи Мурата — там все описано.

У всех с войны вернулись дедушка или бабушка с трофейными рассказами об освобождении Германии или вещами — у кого как. Кто сам не делал, видел, что делали другие.

Что иначе было в Афганистане, Чечне, Сирии?

Кто-то пишет «мы почти приблизились к фашистам». Люди из Украины говорят «даже немецкие фашисты были лучше руzzких».

И Лазарева наконец-то озвучила эту простую мысль — все эти люди, которые сейчас грабят, пытают, насилуют и убивают в Украине, все это время ходили рядом, по тем же улицам. Это тот самый народ, быдло, от которого интеллигентная публика традиционно воротила нос — «фу, как они некрасиво разговаривают, едят, смеются!», «фи, как они неправильно воспитывают своих детей», «невозможно!», «ну что вы, мы же с вами интеллигентные люди ( а не какие-то там от станка)». Хорошо было осознавать свое превосходство на фоне этих людей. Теперь почему-то не получается.

Их полная деградация и дегенерация произошла у всех буквально на глазах, пока образованная прогрессивная публика строила карьеры, покупала недвижимость и пила кофе в модных кафе.

Теперь вдруг, совершенно неожиданно, реальность по своему обыкновению хорошенько дала по башке.

И тем не менее, при всей паранойе, страхе и одновременно немыслимом высокомерии, ещё остались люди, которые не считают лишним заявлять о себе, высказывать свое мнение. И им все равно, поймут ли их, поддержат ли их, повяжут ли их или посчитают их действия бессмысленными. Они сохраняют свое человеческое достоинство. То, чего нет сейчас у многих.

Елена Осипова, Санкт-Петербург

Я увидела эту фотографию в Фейсбуке. В одном из комментариев под ней женщина написала, что после Бучи это все полная фигня. А я подумала, что в этой войне мы все потихоньку теряем человеческий облик. То, что война омерзительна, знают все. Но она омерзительна не только в непосредственном районе ведения боевых действий. Она пробуждает в людях самые отвратительные качества.

В России не так много людей решаются сейчас выходить в пикеты. И всё-таки они это делают. Возможно, они ничего не изменят и ничего не добьются, но они сохранят себя и чувство своего человеческого достоинства. И мне омерзительно чье-то диванное пренебрежение к этим отчаянным, но не отчаявшимся людям.

Мне омерзительно, когда русскоязычные контроллеры в немецком общественном транспорте дурят людей из Украины, которым сейчас положен бесплатный проезд, и выписывают им штраф.

Это все разные степени омерзения. Это то, что война пробуждает в людях.

Андрий Мельник — звезда всех СМИ — сказал сегодня газете FAZ, что он не будет больше разделять на хороших и плохих русских, потому что теперь все русские для него враги.

Видимо, он так рассчитывает быстрее закончить войну. Видимо, он что-то знает, чего не знаю я. Я знаю, что никогда так не бывает, чтобы все.

Многие сейчас пишут о том, как тяжело им избавляться от комплекса величия. Тяжело гордиться российским триколором — хотя, может быть, самое время подумать, чем продиктована была эта гордость? Что это значит? И для чего это было вообще нужно — гордиться страной, флагом, принадлежностью к великому народу — вещами, на которые ты никак не можешь повлиять и которые не являются твоей заслугой. Простое человеческое достоинство или, вернее, его отсутсвие заставляет прибиваться к сильным, чувствовать себя частью общности, компенсировать свою ничтожность фиктивными коллективными достижениями.

Сегодня я работала над диссертацией и споткнулась о Макинтайра. Не о него самого, ясное дело, а о его критику либеральных теорий. Макинтайр считает, что человек, не разумеющий себя как продолжение исторической непрерывной цепочки, образующей общество, не способен к мышлению. Только патриотическая мораль способна мотивировать человека действовать в интересах всего общества, а не только в своих личных. Я смотрю на сегодняшнюю Россию и мысленно спрашиваю Макинтайра — ты все ещё именно так думаешь? Патриотизм — решение всех проблем и залог ненасильственного способа решения вызовов и задач, которые неизбежно возникают в любом обществе? Макинтайр ещё жив, но он мне вряд ли ответит.

Люди борятся за свободу и право на чувство собственного достоинства. Люди разные и борьба разная. В магазинах Chanel заграницей отказались продавать товар российским гражданам, если они не могут доказать, что не живут в России. Многим клиенткам это показалось унизительным и они, дабы не терять свое человеческое достоинство, стали бороться с Chanel, устроив флэшмоб #ChanelДавайДоСвидания по разрезанию сумок этого бренда. Какое достоинство, такая и борьба.

Я не знаю, что будет завтра, через час или через минуту. Возможно, завтра все мы озвереем и военные разбомбят всех русских, без разбора на хороших и плохих. Из того немного, что мне осталось из прежнего, довоенного мира, у меня остался выбор. Я не хочу звереть. Я хочу остаться человеком до конца. Я буду помнить о тех русских, кто выходит на митинги, кто сидит в заключении, кто заграницей ежедневно помогает людям из Украины. Вот о них я буду думать и буду помнить. Пока я человек, я не перестану различать.

Не хочешь пропустить интересное? Подпишись!

Стандартный

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s