Блог

Торжество феминизма

Феминизм почти победил и это отражается в искусстве. Фильм Аферистка (I Care a Lot) оставляет настолько странные ощущения, что стоит в них разобраться. А что нам, собственно, показали? О чем кино?

Надо сразу оговориться, что я полностью разделяю идею равноправия полов. Я считаю гендерные отличия устаревшими условностями, на которые вполне можно плевать с высокой горочки. Все истории про альфа-самцов и непременной любви мужчин к иерархическому порядку, рыбалке и жёсткости, а женщин — к розовым рюшечкам и платьюшкам в жутких розочках наводят скуку и даже не веселят. При этом любое из известных мне фем-движений для меня слишком радикально. Мне не нравится ни идея возненавидеть всех мужчин и бороться с ними до последней капли крови, ни идея инвалидности женщин по половому признаку, ни желание отрастить себе яйца и выиграть в соревнованиях по замерам и даже фаллическая фобия меня не привлекает. Мне ближе, когда каждый может быть собой и прекрасен от рождения.

При чем тут Аферистка к феминизму? Давайте разбираться. Главная героиня Марла Грейсон делит всех людей на две категории — тех, кто имеет, и тех, кого имеют или хищников и добычу. Себя она, понятное дело, причисляет к категории львиц. Лихо расправляясь с мужчинами и попутно обещая при случае оторвать им яйца, респектабельная блондинка преимущественно в белых одеждах успешно ведёт большой бизнес. Бизнес этот прост как три копейки — от коррумпированной докторши Марла получает медицинские карты выгодных стариков. Одинокие богатые старики под видом недееспособных лишаются всех своих накоплений и имущества и отправляются принудительно в элитный дом престарелых строгого режима. Там, под чутким руководством Марлы, стариков накачивают психотропными веществами и строго следят за тем, чтобы у них не было никаких контактов в внешним миром. Стариков держат ровно в той физической форме, которая позволяет им прожить ровно столько, пусть и в бессознательном состоянии, сколько времени нужно, чтобы перекачать все стариковские активы на счета дома престарелых в виде оплаты за услуги. Все абсолютно легально, кроме коррумпированной докторши и нарушения защиты данных, но кто будет париться на такие мелочи? Взятки и торговлю личными данными даже как-то неловко преступлениями называть — все же так делают испокон веков.

Бизнес идёт прекрасно до тех пор, пока Марла случайно не нарывается на мать бывшего русского криминального авторитета. Русский мафиози пытается вызволить свою мать и деньги из плена. В результате этих попыток происходят несколько несостоявшихся убийств — самой Марлы, ее девушки (разумеется, в современном мире можно быть только лесбиянкой) и самогó русского мафиози на пенсии. Побеждают женщины, поверженный крутой мафиози признаёт превосходство Марлы и даже предлагает ей совместный бизнес — грабить стариков в федеральных масштабах. Фильм заканчивается хэппи-эндом — несчастный и совершенно никчемный мужичонка, неизвестно где раздобывший пистолет, убивает Марлу посреди белого дня на улице из мести за свою похищенную и угасшую в элитном концлагере мать. Фоном этого убийства — обложки Форбс и интервью Марлы в качестве самой успешной женщины года.

Photo by Maryia Plashchynskaya on Pexels.com

Брррр… Ещё раз: хэппи-энд — это убийство, а герой, то есть антигерой, то есть героиня … или всё-таки антигероиня? В общем главный персонаж этого фильма несёт нам постулаты о том, что не надо бояться человека только потому, что у него есть член, надо много работать, никогда не сдаваться, всегда побеждать, играть только по своим правилам … и это все для чего? А точно, чтобы накачивать стариков наркотиками и грабить. Ax, вот как надо было? А мы, идиотки, веками варим борщ, а тут такие интересные дела можно крутить! Вот мужики-козлы, утаили от нас такие развлечения!

Как ни старались сценаристы, у них не получился ни герой, ни антигерой. Несмотря на все белые одежды и мотивирующие постулаты, мне очень сложно было почувствовать хоть что-то, отдаленно напоминающее симпатию, к человеку, который похищает стариков и мучает их ради денег. Даже трюк с мафией не сработал. Обычно мафия, если она не плоское воплощение зла, появляется в тот момент, когда бессильно государство, не работает закон, нет порядка — и вот тут появляется Робин-Крестный-Гуд-Отец и всех спасает, пусть и не очень гуманными методами. Но здесь и мафия оказалась бессильна. Все бессильны перед женщинами-львицами. Один выход — раздобыть огнестрельное оружие и шмальнуть в падлу. Просто блеск!

Надо сказать, что чувство бессилия — единственное чувство, не покидавшее весь фильм. Честный судья не может разгадать хитроумную игру коварной Марлы (понятное дело, он же мужчина, куда ему до нас, львиц) и идёт у нее на поводу как ребенок. Грозный босс русской мафии не может приструнить нахалку и выручить собственную мать. В конце нам всё-таки дают огрызок справедливости и кочерыжку возмездия, но никакого морального удовлетворения или радости от огрызков не бывает.

Photo by Dima Valkov on Pexels.com

Вообще фильм пробуждает в зрителе самые худшие чувства. Если зритель сочувствует Марле, он оправдывает жестокое обращение со стариками, воровство, мошенничество и радикальную беспринципность. Если же зритель ненавидит Марлу, он испытывает досаду от того, что ее убийство не удалось, и радуется хэппи-энду, который, как мы помним, успешное убийство.

На самом деле Аферистка отлично поймала веяния нашего времени. Хорошая актерская игра, лихо закрученный сюжет, все ниточки увязаны, все закольцовано и грамотно сделано — для чего, чтобы сообщить нам что конкретно? Не важно! Главное — чтобы у фильма был успешный успех. Месседж главной героини — будь сильной, смелой, непримиримой, принципиальной и беспринципной одновременно, иди напролом, лезь по головам, по трупам, не сдавайся, не моги проиграть, добивайся своего любой ценой — для чего? Неважно, ради успешного успеха. В смысле: успешный успех ради успешного успеха. Глубокомысленный бессмысленный тавтологический оксюморон — все как мы любим.

Если это равноправие, то мне впервые в жизни расхотелось быть женщиной. Пусть я буду просто человек.

Не хочешь пропустить интересное? Подпишись!

Стандартный

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s