Вчера обнаружила в недрах Ютуба интересного персонажа и пересмотрела большое количество его видео. Персонаж делает тренинги, участвует в подкастах и радиооэфирах. В общем, не суть важно, кто этот самый персонаж — у каждого время от времени находится такой собственный вестник, сообщающий какую-нибудь необходимую вам информацию в нужный момент вашей жизни.
Кроме всех прочих достоинств моего персонажа меня привело в дикий восторг его умение виртуозно перебивать людей. Мало ли какие дураки звонят в радиоэфир или задают вопросы на творческих встречах. Перебивать людей невежливо, возразите мне вы? Сейчас поясню.

Я отношусь к людям, процессор которых работает чрезвычайно быстро. Для меня выслушивать очень длинные рассуждения и пояснения — изощрённая пытка. И ни разу в жизни ещё такого не было, чтобы я не поняла чего-то, потому что не дослушала до конца. Или наоборот, дослушала, скрепя сердце и взяв себя в руки, и не подумала с досадой: И зачем я слушала все эти бредни сто миллионов часов? Сразу же все было понятно! Чертово воспитание, дери его за ногу! Вот бывают такие быстрые процессоры и такие непомерно длинные языки у некоторых людей.
Или вот смотришь иной раз какое-то политическое ток-шоу, очень умное. И там всякие замечательные спикеры говорят страшно интересные вещи. Но обязательно попадется один, который заведет свою печальную песню вспотевшего крокодила и никак не может остановиться. И ты думаешь: Да ну поняли мы уже! Остановите его кто-нибудь! Ведущий, ты же ведущий, да перебей же ты его наконец!
Но с другой стороны, можно же и в другую крайность впасть, как нынче модно на российском телевидении, и любой разговор превращать в птичий базар — без содержания, последовательности, логики и какого-либо смысла. Но у российского телевидения свои цели, поэтому на него мы равняться точно не будем.

Ну и как же быть? Вот, вроде бы и невежливо перебивать, особенно старших. А превращаться в незатыкаемый фонтан разве вежливо? Вот сидишь ты, и трындишь, и трындишь, и уже никому не интересно, и уже все от тебя устали — а ты даже не видишь, не замечаешь, потому что ты в модусе Я — говорю! Или даже видишь и замечаешь, но тебе по барабану, потому что уплочено — мучайтесь теперь, у меня своя программа. А если ты какой-то там мэтр, современный классик или, что хуже всего, голозадый эксперт — то все, тушите свет, сливайте воду. А перебивать невежливо.
Всякие справочники и учебные пособия по написанию текстов утверждают, что текст должен быть, независимо от жанра, reader friendly. Что текст пишется для читателя и поэтому ему, читателю гипотетическому, должно быть все удобно и приятно. А то не станет читать и убежит к другому автору — вон сколько авторов развелось, конкуренция большая.
Речь — это ведь тоже текст, только не написанный, а произнесеный. С точки зрения спикера он тоже, по аналогии, должен быть listener friendly. Чтоб ничего не мешало и не раздражало. И как же быть, когда человек не хочет, не видит, не понимает, что пора бы уже и заткнуться, что уже все давно все поняли и неинтересно никому дальше слушать? Как прекратить это акустическое насилие над собственным мозгом?

Я не против вежливости и социальных норм. Я против злоупотребления ими. Вежливость — это инструмент, делающий общение комфортным. Но когда общение превращается в насилие, то странно вдруг начать рассуждать о комфорте. Особенно, если это комфорт насильника. Вы вот тут ещё наподдайте и вот тут добавьте, а я пока вежливо потерплю для вашего комфорта и удовольствия. Ага, как же, разбежались уже. Или тогда предупреждайте сразу, что у вас тут акустическое БДСМ, чтоб люди сразу понимали. Ведь наверняка же, найдутся любители, которые будут слушать, затаив дыхание, и писать потом восторженные комментарии ах, вы лучшее, что произошло со мной за день. Почему бы и нет, в конце концов, если все по обоюдной любви? По любви все хорошо. Без любви все плохо.
А вот в детстве было всё-таки весело влезать на табуретку, петь песни и чтобы все взрослые не смели и пикнуть, и только слушали, слушали и потом ещё аплодировали. И все молча.